---

Блог англоманки, фэшионисты, тайной дочери Хелены Бонэм Картер

---
Привет, вы читаете блог [London-is-passion]! Здесь вы найдете записи обо всем, что находит отражение в широком понятии "мода". От исторических событий и общественных настроений до повседневных ритуалов и частных мнений, от произведений искусства и громких имен до обыкновенных штампов и продуктов быстрого потребления. В разделе Тренды я рассказываю о сезонных изменениях моды, последних тенденциях, предыстории и развитии различных стилистических направлений. В рубрике Винтажные фотографии я размещаю снимки разных лет, любезно предоставленные блогу [LIP] их хозяевами. Любопытными параллелями делюсь в рубрике Игра в классики, свои мысли относительно происходящего в моде и в обществе высказываю в разделе Манифесты. Для рубрики Fashion Forecast я составляю сеты и придумываю увлекательные истории на каждый день, а в разделе Ретроспективы объединяю снимки разных периодов под одной темой. Мои фотографии и путевые заметки вы можете найти в разделе Обо мне. Enjoy!

четверг, сентября 23, 2010

Шокирующая Эльза

Эльза Скиапарелли  женщина, которая прежде всего причисляла себя к деятелям искусства, а не к дизайнерам. Крой, геометрия, силуэт, декор, вышивки, рисунки, застежки, аксессуары, оформление  Скиапарелли во всем была инновационна и во многом опередила свое время.


"In difficult times fashion is always outrageous" /
/ "В тяжелые времена мода всегда неистовствует"
Эльза Скиапарелли
(10 сентября 1890, Рим — 13 ноября 1973, Париж) 
К сожалению, сейчас имя этой талантливой женщины звучит не так часто, но 20-е - 30-е годы Эльза Скиапарелли была одним из самых знаменитых мастеров высокой моды. Каждая ее коллекция была сенсацией, Эльза работала с самыми знаменитыми художниками своего времени и создавала ни на что не похожие удивительные предметы.
Кажется, она не знала слова "невозможно"  ее наряды поражали воображение экстравагантностью, но вместе с тем не знали себе равных в логичности, удобстве и следованию устоявшимся традициям прошлого.
Сюрреализм в моде  явление необычное, и именно оно сыграло колоссальную ролль в становлении современного дизайна одежды. Скиапарелли росла в эксцентричной, богатой на впечатления среде, всегда увлекалась искусством и, попав в Нью-Йорк, жадно следила за развитием ар-деко и кубизма. Ее интересовали форма, геометрия, динамика, отражающие современный стиль жизни.
Вернувшись в Европу, в Париж, Скиапарелли дала старт своей карьере дизайнера. Она начала со спортивной одежды  платьев и свитеров в горошек и полоску, с рисунками, имитирующими банты и воротники. Сегодня черное трикотажное платье с узором в виде банта или застежки, кажется вещью обыкновенной, но в 1927 г. такой наряд был настоящим откровением, ответом на происходящее в области искусства.
Шерстяные пуловеры Schiaparelli с узорами в виде воротников и манжетов, 1927

Через несколько лет Скиапарелли решила попробовать себя в создании вечерних туалетов. Её простое длинное платье-футляр из чёрного крепа в сочетании с белым жакетом и шарфом, перекинутым через спину, стало эталоном элегантности. В 1934 г. Скиапарелли открывет один из первых в мире бутиков, размещая его на Вандомской площади — там, где проводит время богатая публика.
Это нововведение следует отметить как особенно важное, инновационное. Магазин предлагал готовое платье: нарядные вечерние пуловеры, которые носили с длинными юбками, блузами и бижутерией. Тем самым Эльза заложила основные принципы того, что в будущем станет именоваться «прет-а-порте»  то есть продажа готовой одежды, производимой партиями, подготовка сезонных коллекций.

Не менее рьяно чем Шанель Скиапарелли боролась за освобождение женщин в области костюма - право носить брюки, трикотаж, удобную одежду. На фото сверху дизайнер подтверждает свой
девиз "Брюки для женщин!"

На середину 30-х тт. приходится расцвет таланта Эльзы Скиапарелли. Коллекция под названием «Остановись, смотри и слушай» предлагала дождевики, вышитые сари, платья с пуговицами в форме французских монет. На сайте музея Метпрополитан вот здесь представлены замечательные параллели между этими находками Скиапарелли и их современном использовании в исполнении Прада.
В этой и последующих коллекциях Эльза начала использовать застёжки-молнии. В те времена они казались несколько грубыми на вид, их использовали только для изготовления дорожных сумок, поэтому подобное решение было невероятно эффектным  для публики оно было неожиданным, особенно применительно к вечерним туалетам.


Деталь вечернего костюма от Schiaparelli, 1937 год
Жакет из розового шелка с вышитыми голубыми лошадьми и пуговицами в виде акробатов

Через все творчество Скиапарелли проходит влияние сюрреализма  она нередко создавала коллекции в сотрудничестве с художниками уровня Сальвадора Дали, Жана Кокто, Кееса ван Донгена, фотографами Хорстом П. Хорстом, Мэн Рейем.

Эльза и Сальвадор

Идея заключалась в том, чтобы посместить привычные предметы в различные контексты. Совместно с Дали Скиапарелли создала нашумевшие шляпы-отбивные, шляпы-туфли, шляпы-телескопы. Эти предметы одежды не были похожи ни на что придуманное ранее, и в это была одна из целей Эльзы. Ей хотелось создавать нечто выделяющееся, заметное, и сюрреализм был главным помощником в достижении эффекта.

Слияние сюрреализма: слева- рисунок Дали, справа - костюм Скиапарелли.
Шляпа Elsa Schiaparelli из осенней коллекции 1937 года
Гала в знаменитой шляпке-туфле


Клапаны карманов на костюмах Скиапарелли напоминали ящики, вызывая ассоциации с картинами и скульптурой Дали. Дали придумал для неё сумку в виде телефона из чёрно го бархата с золотой вышивкой, Кокто — художественные мотивы для вы­шивок, а Жан Гюго изобрёл пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры. Они и по сей день являются визитной карточкой дома Скиапарелли. 

Скандальное платье (причина скандала во фрейдистских ассоциациях, разумеется), на котором Дали нарисовал лобстера, было создано для Уоллис Симпсон (прочитать более подробную историю можно вот здесь)

Пожалуй, самый сюрреалистический предмет создали Луи Арагон и Эльза Триоле — они собрали ожерелье из таблеток аспирина. Кстати, именно Эльза ввела в моду использование бижутерии вместо настоящих драгоценностей, чем вызвала немало насмешек у коллег-модельеров. Зато покупательницы были в восторге. 

Совместное творение Скиапарелли и художника-сюрреалиста Кристиана Берара
Украшения, разработанные совместно с Сальвадором Дали

Увы, война вмешалась в планы Эльзы Скиапарелли, и в 1939 г. она сократила производство, а с началом оккупации Парижа в 1940 г. уехала в США. Ее силуэты с увеличенной линией плеча оставались в моде то того, как взошла звезда Кристиана Диора. Эльза вернулась в Европу, но стиль нью-лук завладел умами всех женщин, былые творения Скиапарелли и Шанель вышли из моды.
Впрочем, Эльза приспосабливалась и выпускала женственные платья в лучших традициях 50-х, но смелость и ни на что не похожий сюрреализм уже не пользовались большим спросом. Свою последнюю коллекцию Скиапарелли выпустила в 1953 году, а через 20 лет, в 1973, она скончалась. Согласно легенде, ее похоронили в шелковом костюме розового цвета оттенка "шокинг", который она ввела в моду.

Марлен Дитрих в одежде Schiaparelli, 30-е

Среди клиенток Скиапаерелли были не только легендарные кинодивы, но и скандальная Герцогиня Виндзорская, Уоллис Симпсон. На фото ниже она запечатлена в фирменном костюме.
Дядя Эльзы был астрономом и, вдохновляясь воспоминаниями из детства, Скиапарелли создала "Зодиакальную коллекцию" зимой 1938-39 годов

Также предлагаю посетить замечательный сайт Скиапарелли, который,
к счастью, пополняется новой информацией

20 комментариев:

  1. здравствуйте, я ваш блогг нашла по ссылке, которую вы оставили под своим фото в "спусти все деньги на новые туфли". Я тоже интересуюсь модой и ее историей. Очень понравились ваши статьи, больше часа сижу их читаю.

    Только одно меня в статье про Скиапарелли неприятно удивило. Моду на бижутерию ввела Коко Шанель, которая продавала ее в своем первом бутике на набережной Круазэт задолго до Эльзы.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день, очень рада.
    Спасибо за внимательность, но к сожалению, не могу с вами согласиться, эти две женщины были главными конкурентками, Шанель ввела моду в основном на искусственный жемчуг и камни в районе 20-х годов среди своей публики, а Скиапарелли ввела моду на "стеклянные" бриллианты и украшения в стиле ар деко среди своей аудитории в те же 20-е.
    За счет совершенно разной публики и различного вида и стиля этих украшений в принципе невозможно назвать одного автора этой моды, скорее уж общими усилиями они ввели в нашу жизнь бижутерию.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый вечер! По моему мнению,соперничество этих женщин привнесло в нашу жизнь массу замечательных вещей-рисунок на трикотаже,принт,ярко-розовый цвет в одежде(Э. Скиапарелли),купальный и спортивный костюмы,жакеты по фигуре(Г. Шанель)и многое-многое другое.Замечательно,что они так плодотворно соперничали!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте.
    Совершенно с вами согласна! Соперничество всегда ведет к развитию, и это прекрасно.

    ОтветитьУдалить
  5. мне очень нравится творчество Скиапарелли, у нее было столько сумашедших для своего времени идей, она до сих пор является источником вдохновения для многих дизайнеров

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна! Она была настоящей революционеркой. Ее идеи даже по сегодняшним меркам гениальны и смелы.

      Удалить
  6. Было бы крайне интересно прочитать вашу статью на тему "Антагонисики: Эльза и Коко".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))
      хотелось бы найти на это время
      впрочем, пальму первенства я готова прямо сейчас отдать Эльзе

      Удалить
  7. Спасибо за интересную статью, но позвольте Вас поправить - жену Луи Арагона звали не Эльза Триоде, а Эльза Триоле)

    ОтветитьУдалить
  8. Очень приятно, что вы дополнили материал из Википедии конкретными фотографиями

    ОтветитьУдалить
  9. Сама редактировала статью на Вике)

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный1:17 PM, июня 30, 2016

    Относительно авторства "маленького черного платья" тоже есть разные мнения. А Вы как считаете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что идеи витают в воздухе, а "первооткрывателем" ту или иную персоналию окрещивают либо историки, либо журналисты.
      Чтобы вызнать, кто был первым доподлинно, прийдется, наверное, вскрыть все архивы, изучить все бухгалтерские записи и прочие исторические источники, а не только мемуары современников и последователей.

      Удалить